ПРАВИЛА ИГРЫ
В БИЛЬЯРД


1. Терминология
2. Общие правила
3. Методика
4. Стойка
5. Теория удара
6. Удар кием по битку
7. Удары битком по прицельным шарам
8. Шулера

Игры:
Пул-8 Правила
Пул-8
Пул-9
Московская
Американа
Невская пирамида
Русская пирамида




УДАР БИТКОМ ПО ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРАМ

При выполнении ударов битком по прицельным шарам необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела. Предположим, что прицельный шар расположен на одинаковом расстоянии от бортов.

Представим себе линию, проходящую через середину лузы и центр играемого шара. Точка, расположенная на обратной от лузы стороне этого шара и является истинной точкой прицеливания, так как именно в ней необходимо соприкосновение обоих шаров для того, чтобы прицельный шар оказался в лузе.

Если играемый шар смещен к какому либо борту, что бывает значительно чаще, то линия движения сдвигается от центра лузы в сторону дальнего от шара борта. Этот сдвиг траектории центра шара вызван чисто геометрическими причинами, а именно, уменьшением угла сближения с лузой. Без его учета шар физически не сможет пройти в лузу, он отразится от ближнего к нему борта. Предельное значение сдвига для шара диаметром 68 мм при ширине лузы 74 мм составит 11 мм. Это случай "бортового" - стоящего вплотную к борту шара, когда угол сближения равен 45°. Определить "на глаз" величину смещения в промежуточных положениях достаточно сложно. Лучше ориентироваться по линии, касательной к играемому шару и проходящей через ближний к нему угол лузы. Проще говоря, нужно следить, чтобы шар своим "боком" не зацепил борт.

Иначе определяется точка прицеливания для случая, когда в лузу играется биток от прицельного шара - так называемый "свой", или "свояк".

Представим себе линии соединяющие середину лузы, центр прицельного шара и битка. Разделим пополам образованный ими угол. Точка пересечения биссектрисы с поверхностью прицельного шара и есть истинная точка прицеливания, так как именно в неё необходимо попасть битком, для того, чтобы он оказался в лузе.
Здесь тоже необходимо учитывать смещение траектории от центра лузы, когда шар приближается к ней на малых углах.

Для облегчения нахождения точки можно прикинуть кием, т. е. поцелить в лузу один играемый шар, а потом уже целить своего в найденную точку. Но так обычно поступают начинающие игроки. Опытные спортсмены одним взглядом безошибочно определяют точку прицеливания и наносят точные удары.
Но для правильного сыгрывания шара определить точку прицела еще недостаточно. Надо еще уметь правильно ударить шар. Для этого необходимо полностью сосредоточиться на предстоящем ударе, пытаясь охватить глазами воображаемые траектории "своего" и "чужого" и, сделав два-четыре прицельных взмаха, уверенно нанести удар кием в соответствующую точку.
Иногда начинающие игроки долго целятся, делая до пяти-шести и более взмахов кием, в результате удар получается "неверный", шар в лузу не попадает. Это происходит потому, что кульминационным моментом перед ударом являются те короткие несколько секунд, в течение которых играющий напрягает до максимума свое внимание, и если время прицеливания затянуть, то еще до удара наступает закономерное расслабление мышц, зрения и удар получается не результативный.

Наиболее распространенными видами ударов битком по играемым прицельным шарам являются: прямой удар, резаный удар, удар по бортовым шарам, удар по шарам, отражаемым бортами, (дуплет, триплет, труабан, катрбан, оборотний), удар карамболь, удар "шаром" и удар вразрез.

Прямой удар
предполагает сыгрывание прямого шара, т. е. шара, стоящего на линии соединяющей биток и лузу. Причем совершенно прямой удар при значительном расстоянии между шарами считается одним из самых трудных.
При выполнении прямого удара обращают особое внимание на силу и вид удара кием, учитывая ряд обстоятельств.
Легче всего сыграть прямой шар накатом. Значительно трудней он играется клапштосом и еще труднее - оттяжкой. В каждом случае конкретные вид и сила удара кием определяются взаимным расположением шаров и необходимостью выполнить отыгрыш или выход.
В общем случае прямые удары в угловые лузы наносятся энергично, а в средние лузы, как правило, шары сыгрываются мягким, несильным ударом. Здесь учитывается, что именно на тихом ударе, даже если есть небольшая ошибка в прицеле, она не помешает шару, один-два раза отразившись от губок средней лузы, все-таки упасть в сетку.
Самый сложный вид прямого удара - от короткого борта прямого в дальний угол. В этом случае удар кием в биток лучше всего выполняется накатом.

Резаный удар.
Под "резкой" понимается сыгрывание шаров, расположенных вне линии соединяющей центры битка и лузы.
Прицел при "резке" определять легче, чем у прямых шаров, да и на бильярде всегда больше шаров, которые можно "резать", чем играть прямо. Однако "резка" имеет и свое неудобство. При ней труднее определить, где остановится биток после удара.

"Резать" в большинстве случаев следует, когда видна точка прицеливания. Если шары стоят под прямым углом к лузе, то это уже предел для "резки", которая так и называется предельной.
Однако, оказывается, на бильярде есть возможность сыграть "резаный" шар и тогда, когда угол немного меньше прямого, т. е. когда точка прицеливания не видна. Еще в прошлом веке при исследовании бокового французского удара выяснилось, что "своим" шаром, получившим два вида движения, можно выполнить чрезмерную "резку".

На первый взгляд, такая "резка" невозможна. Но если ударить биток крутым левым боковиком, то он, наряду с поступательным движением, получит вращение по часовой стрелке и, ударив в играемый шар, "ввинтит" его в лузу. Это происходит потому, что в момент соприкосновения играемый шар получает от битка, наряду с поступательным, также и вращательное движение, достаточное, чтобы свернуть к лузе и "ввинтиться" в нее.
Если необходимо выполнить чрезмерную "резку" в лузу по правому от игрока борту, то биток ударяется крутым правым эффе. Результат удара аналогичен предыдущему.

Удары по бортовым шарам.
Считается, что бортовые шары, стоящие вплотную к борту, на строгом бильярде с правильными лузами и хорошо подогнанными шарами не должны сыгрываться в угловые лузы. Такие шары можно положить, лишь если лузы сильно изношены или имеют неправильную форму. Кроме того, кое-где еще можно встретить так называемые "польские" лузные бильярды, у бортов (в районе угловых луз) которых плоскость стола специально понижена. Вследствие этого бортовой шар, направленный к лузе, как бы притягивается к ней и даже на тихом, не вполне точном ударе легко может быть сыгран.
Бортовой шар по короткому борту рекомендуется ударить битком, как бы желая снять его со стола, поддать вверх. Для этого не обязательно, чтобы биток тоже касался борта. Удар - накат или клапштос умеренной силы.
Прямой бортовой шар по длинному борту сыгрывается легким клапштосом.
Бортовой шар по длинному борту положить довольно трудно. "Свой" надо пустить длинным накатом, ударяя им одновременно по "чужому" шару и по борту.
Более безопасно (с точки зрения - не сделать верную подставку) сыгрывать бортовые шары, когда надо ударять через один или несколько шаров. В этом случае биток после удара остается прикрытым, а играемый шар, даже если он не упадет в сетку, остановится в районе устья лузы, и сыграть его следующим ударом не просто.
Однако следует отметить, что в заключительной стадии ответственных партий, а также при играх на незнакомом столе играть бортовые шары не рекомендуется. Как правило, они становятся хорошей приманкой лишь для неопытных игроков.

Удары по шарам, отражаемым бортами.
При игре отражаемых бортами шаров надо учитывать физический закон, из которого, применительно к бильярду, следует, что:
а) угол падения равен углу отражения при простом ударе (накат, клапштос и оттяжка);
б) угол падения может быть не равен углу отражения при ударах с боковым вращением.
Все шары, отражаемые бортами, имеют несколько разновидностей. Так, удар с отражением прицельного шара одним бортом носит название дуплет; двумя - триплет; тремя - труабан и четырьмя - катрбан.

Наиболее просто играется прямой дуплет, когда шары расположены на линии, симметричной линии соединяющей борт и лузу, относительно перпендикуляра к этому борту. В данном случае шар-мишень бьют прямо "в лоб", в самый центр шара.
Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузы различна.
Дуплет в среднюю выполняют несильным ударом, с расчетом, что если шар не сыграется, а стукнется о губки лузы, то он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет. Дуплет в угол, наоборот, надо играть только сильным ударом. Если сыграть тихим, то при неточном ударе подставка почти неминуема.

Сыгрывание шаров, стоящих вплотную к борту или на некотором отдалении от него, может выполнятся резаным дуплетом. Этот удар более сложен. В такой позиции шар-мишень надо "резать", а не ударять "в лоб". Резаным дуплетом можно играть шары предельной трудности.

Разновидностью дуплета является удар круазе, или, как его обычно называют, оборотний. Он применяется, когда шар-мишень стоит вплотную к борту или на удалении от него, не превышающем половины ширины стола, под очень тупым углом.
Если на столе композиция шаров такова, что при отыгрыше оборотним невозможно провести биток обратно, тогда прибегают к другой разновидности дуплета, которая называется "обратный винт". При этом если удар выполняется по правой от игрока стороне стола, то битку дается крутое правое эффе; в результате "свой", коснувшись шара-мишени, даст рикошет и, ударившись в короткий борт, благодаря вращению против часовой стрелки уйдет в обратную сторону и возвратится в "дом".
Если удар выполняется по левой от игрока стороне стола, то биток ударяется крутым левым боковиком. Главное достоинство этих ударов - в хорошем отыгрыше.
Дуплеты от двух (триплет) и трех (труабан) бортов тоже играются в основном с целью надежного отыгрыша, но зато в случае покладки заказанного прицельного шара в лузу игрок получает большое удовлетворение.
Удар от четырех бортов (катрбан) применяется сравнительно редко, да и то лишь на бильярдных столах, где борта имеют очень мягкую резину.
Хотя дуплеты относят обычно к сложным ударам, технически они легко выполнимы для тренированного спортсмена с хорошим глазомером.

Удары по шарам, отражаемым шарами.
Во время игры, особенно когда на столе еще много не сыгранных шаров, довольно часто имеется возможность направить "свой" или "чужой" шар в лузу таким образом, чтобы он по пути отразился от других шаров. Такой удар носит название карамболь. Существует бесчисленное множество вариантов карамбольных ударов. Есть даже несколько игр, предусматривающих кладку шаров в лузы только карамбольными ударами.
Каждый шар, сыгранный карамболем, как правило, красив, а эффективность таких ударов во многом зависит от умения игрока владеть "своим" шаром.

Удар "шаром".
Если два шара, находясь на одной линии с центром угловой или средней лузы, стоят при этом вплотную, то играемый шар кладется легко посредством удара "шаром".
Если же два шара, находясь на одной линии с лузой, удалены друг от друга, то играть "шаром" в этом случае труднее.
Наиболее сложно этот удар выполнить, если два белых шара не находятся в створе с серединой лузы. Здесь требуется уже "резка" через "шар".

Удар "вразрез"
выполняется, когда два шара стоят так близко, что "свой" одновременно ударяет по обоим. При этом один из двух играемых шаров может быть сыгран в лузу.
Готовясь к такому удару, надо тщательно рассчитать, чтобы биток не ударился сначала по соседнему шару, ибо тот "сомкнет" удар, из-за чего "свой" примет "незапланированное" направление и удар не принесет успеха.

Рекоммендуем посетить:
EDU-PRO.narod.ru- Материалы для успешного образования (законодательство, бизнес, психология, спорт )
Используются технологии uCoz